заведующая кафедрой
Доктор философии (PhD),
ассоциированный профессор
Телефон: +7 (72 12) 35-11-91
E-mail: kpcio@mail.ru
ул. Карбышева, 7, корпус № 11
Facebook Instagram
Кафедра специального и инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в области дефектологии и инклюзивного образования. Кафедра предлагает программы бакалавриата и магистратуры.
Студенты кафедры имеют возможность обучаться по следующим траекториям: «Дефектология», «Специальное и инклюзивное образование», «Логопедия», магистранты кафедры: «Дефектология», «Специальное и инклюзивное образование», «Логопедия» (2 года); «Специальная педагогика» (1 год).
В программу обучения входят такие актуальные дисциплины, как «Специальная педагогика», «Инклюзивное образование», «Основы логопедия», «Специальная психология», «Психолого-диагностическая методика детей с особыми образовательными потребностями». Студенты получат знания в области специальной педагогики и инклюзивного образования.
Выпускники кафедры могут работать дефектологами в школах и детских садах со специальными и инклюзивными классами, коррекционных школах, реабилитационных центрах, преподавать в колледжах, институтах повышения квалификации, вузах, заниматься исследовательской деятельностью.
Кафедра обеспечивает функционирование Ресурсного центра специального и инклюзивного образования университета. В его работу активно вовлечены студенты и магистранты кафедры.
Научные интересы кафедры связаны с изучением вопросов профессиональной подготовки будущих педагогов новой формации для развивающейся инклюзивной среды.
Даты и факты
История:
Кафедра основана в 1984 году в Карагандинском педагогическом институте, второй в Казахстане по подготовке специалистов-дефектологов. Позже была расширена дефектологическим факультетом. Первым руководителем и основателем кафедры олигофренопедагогики является академик МАН ВШ, профессор, д.пс.н., Намазбаева Ж.И. В разные годы кафедру возглавляли ведущие ученые: к.м.н., доцент Дуплякин А.Г.; к.м.н., доцент Шишканов В.В.; к.п.н. Ахтаева М., к.м.н. Киспаева Ж.К., Красникова Н.А.; к.г.н., профессор Джусупов С.И.; к.м.н., профессор Ахметова Н.Ш., к.п.н. Колесникова Л.В.; д.м.н., профессор Тебенова К.С.; к.б.н., ассоц. профессор Алшынбекова Г.К.
С 2022 года – PhD, ассоц. профессор Рымханова А.Р.
С 2005 года открыта образовательная программа Дефектология на уровне магистратуры.
С 2021 года открыт Ресурсный центр инклюзивного образования, как структурное подразделение университета по поддержке обучающихся с особыми образовательными потребностями. Также Центр осуществляет научно-методическое сопровождение инклюзивной практики в регионе, оказывает коррекционно-образовательные услуги.
С 2022 года открыта образовательная программа Специальная педагогика в бакалавриате.
С 2023 года открыта образовательная программа Логопедия в магистратуре.
Преподаватели:
ППС кафедры состоит из более тридцати преподавателей - докторов, кандидатов наук, докторов философии и магистров наук, также совместителей-практиков. Среди которых обладатели республиканского звания Лучший преподаватель вуза, академик и член-корреспонденты различных академии, обладатели именных премий и стипендий.
Обучающиеся:
Контингент студентов образовательных программ имеет тенденцию стабильного роста. Среди студентов представители разных областей Казахстана и граждане Узбекистана, Монголии.
Трудоустройство:
Показатель трудоустройства выпускников по образовательным программам ежегодно составляет от 70% до 82%, что указывает на востребованность кадров.
Аккредитация и лидерство:
Программы кафедры занимают достойные позиции в национальных рейтингах:
НАОКО:
6B01901 – Дефектология – 2 место (57 из 100%);
7М01902101 – Дефектология - 2 место (99 из 100%);
НПП Атамекен:
6B01901, 7М01902101 – Дефектология - 2-позиция в списке среди 15 вузов.
Проекты:
Преподаватели кафедры принимают активное участие в реализации научно-исследовательских и научно-практических проектов:
Международный проект TEMPUS IV Профессионализация образовательных программ по подготовке социальных работников (Туганбекова К.М., Тебенова К.С.).
ГФ МОН РК: АР05134666 Подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования (Рымханова А.Р.).
ГФ МОН РК: АР08856309 Научно-методическое сопровождение волонтерской деятельности студентов в рамках инклюзивного образования (Рымханова А.Р.).
ГФ МОН РК: АР19678524 Моделирование процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями, в условиях специального и инклюзивного образования (Рымханова А.Р., Рахметова А.М., Боброва В.В., Сакаева А.Н., Яковенко И.В.).
ВФ университета: Формирование медицинской и юридической грамотности обучающихся вузов, как фактор повышения качества человеческого ресурса страны (на примере Ресурсного центра инклюзивного и специального образования) (Рымханова А.Р., Тебенова К.С., Аманжолова Б.А., Жусупбекова З.Д., Аманбекова А.Б.).
ВФ университета для молодых ученых: Саламатты ұрпақ өсірудің шарты – болашақ ата-ананың сауаттылығы (Жусупбекова З.Д.).
ВФ университета для молодых ученых: Арт-мастерская как инновационная форма социализации детей с особыми образовательными потребностями
(Аринова К.Н.).
Инициативные проекты, реализуемые с организациями среднего и специального образования:
Подготовка практикующих педагогических кадров к работе в условиях инклюзии (Рымханова А.Р., Алшинбаева С.Ж., Олексюк З.Я., Ашимханова Г.С., Кударинова Г.С., Жусупбекова З.Д.)
Сегодня, завтра и всегда: психолого-педагогические условия для реализации прав на получение качественного образования детей с ООП (Боброва В.В., Алшынбекова Г.К., Рахметова А.М.)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях специальной школы-интерната (Рымханова А.Р., Садвакасова Н.А., Бекмаганбетова А.К.)
Партнеры:
Университет Western Australia (Австралия)
Университет Адама Мицкевича, Познань (Польша)
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия)
Inclusive Practices член International Associationfor Community Development (Грузия).
Университет Святых Кирилла и Мефодия (Словакия).
Томский государственный педагогический университет (Россия).
Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка (Республика Белорусь).
Казанский федеральный университет (Россия, Татарстан).
Московский государственный психолого-педагогически университет (Россия)
Образовательные программы:
6В01901Дефектология: бакалавриатЦель программы - профессиональная подготовка специальных дефектологов/специальных педагогов, обладающих фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками для осуществления коррекционно-педагогической деятельности в системе общего, специального и инклюзивного образования.
Выпускники получают квалификацию дефектолога (учитель-дефектолог, дефектолог).
Сфера и объекты профессиональной деятельности: специальные (коррекционные) школы, общеобразовательные школы со специальными классами, классами с инклюзивными условиями, реабилитационные центры, кабинеты коррекции, логопедические пункты при дошкольных и школьных учреждениях, психолого-медико-педагогические консультации и др.
6B01902Специальная педагогика: бакалавриат.Цель программы - профессиональная подготовка специальных педагогов, обладающих фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками для осуществления коррекционно-педагогической деятельности в системе специального и инклюзивного образования.
Выпускники получают квалификацию специального педагога (специальный педагог, учитель-дефектолог, дефектолог), minor - педагог-ассистент.
Сферой профессиональной деятельности являются: общеобразовательные школы со специальными и инклюзивными классами; детские сады со специальными и инклюзивными группами; специальные (коррекционные) школы; реабилитационные центры; кабинеты коррекции; кабинеты поддержки инклюзивного образования; логопедические пункты при дошкольных и школьных учреждениях; психолого-медико-педагогические консультации.
7М01902101Дефектология: магистратура.Цель программы - подготовка магистров, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями в области специальной педагогики, способных осуществлять коррекционно-педагогическую и управленческую деятельность.
Присуждаемая академическая степень: магистр педагогических наук по ОП Дефектология.
Сфера и объекты профессиональной деятельности: организации среднего, среднеспециального и высшего образования, коррекционные образовательные организации дошкольного и школьного уровней, институты повышения квалификации, департаменты образования.
7М01902103 > Логопедия: магистратура.Подготовка специалиста новой формации, способного осуществлять научно-исследовательскую и коррекционно-педагогическую деятельность.
Присуждаемая академическая степень: магистр педагогических наук по ОП Логопедия.
Сфера и объекты профессиональной деятельности: организации среднего, среднеспециального и высшего образования, коррекционные образовательные организации дошкольного и школьного уровней, институты повышения квалификации, департаменты образования.
Профили преподавателей
Алшынбекова Г.К.