ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова и утверждении его Программы развития на 2024 – 2028 годы

О присвоении статуса исследовательского университета некоммерческому акционерному обществу "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" и утверждении его Программы развития на 2024 – 2028 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2024 года № 258В соответствии с статьи 3 Закона Республики Казахстан подпунктом 8) "О науке" иподпунктом 21-6) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об образовании"Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Присвоить статус исследовательского университета некоммерческомуакционерному обществу "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова".2. Утвердить прилагаемую Программу развития некоммерческого акционерногообщества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 –2028 годы.

Программа развития Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова

Паспорт Программы развития (2024 - 2028)
Наименование Программа развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 – 2028 годы
Основание для разработки Программы
  • Подпункт 8) статьи 3, пункт 5 статьи 9, статья 10 Закона Республики Казахстан "О науке";
  • Подпункт 21-6) статьи 1, подпункт 23) статьи 5-3 Закона Республики Казахстан "Об образовании";
  • Послание Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана";
  • Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2018 года № 590 "Об утверждении структуры и правил разработки программы развития организации высшего и (или) послевузовского образования".
Разработчик Программы Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан (МНВО)
Цели Программы Трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в исследовательский университет.
Задачи Программы
  • Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования;
  • Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливой молодежи;
  • Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволят поднять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школ Казахстана;
  • Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в виде продажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов;
  • Увеличение вклада некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в развитие общества.
Сроки реализации Программы 2024 – 2028 годы
Источники финансирования Собственные средства некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" и привлеченные бюджетные инвестиции.

Программа развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинскийуниверситет имени академика Е.А. Букетова" (далее – КарУ) разработана всоответствии с Концепцией развития высшего образования и науки в РеспубликеКазахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденной постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 (далее – Концепция).КарУ выступает как лидер в сфере высшего и послевузовского образования региона, активно способствуя научно-техническому и социально-экономическому развитиюКарагандинского региона. КарУ занимается созданием условий для гармоничногосочетания академической деятельности и инновационных проектов, направленных наподготовку квалифицированных специалистов, способных внести вклад в прогрессрегиона и страны.Программа развития КарУ предусматривает устойчивое развитие КарУ какклассического исследовательского университета, обеспечивающего подготовку кадровдля отраслей экономики и социальной сферы по приоритетным направлениямнаучно-технологического развития северного и центрального регионов страны иКазахстана в целом, развитие и реализацию прорывных научных исследований иразработок, новых социально-гуманитарных и творческих проектов.Ученые КарУ будут проводить фундаментальные и прикладные исследования поприоритетным направлениям, определенным государственной политикой в областинауки и образования, и обеспечивать лидирующие позиции КарУ среди казахстанскихорганизаций высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) попоказателям научной активности и результатам трансферта технологий в реальныйсектор экономики. КарУ продолжит развивать сотрудничество с предприятиями врамках контрактных исследований и коммерциализации научных разработок, в томчисле совместно с крупными государственными компаниями и научными институтами.КарУ продолжит развитие всех уровней образования, направленное на освоениевыпускниками фундаментальных знаний, отражающих современный уровень науки,формирование у них творческих навыков исследователя, компетенций цифровойэкономики и предпринимательских качеств, позволяющих содействовать внедрениюрезультатов исследований в экономику региона и социальную сферу.Приоритетом станет подготовка высококвалифицированных кадров пообразовательным программам магистратуры и докторантуры PhD.КарУ – крупный научно-методический центр подготовкивысококвалифицированных кадров для всех секторов экономики. В этих целях будетреализовываться широкий спектр образовательных программ бакалавриата,магистратуры, докторантуры. В КарУ будут продолжены разработка и реализацияобразовательных программ, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствиис приоритетными направлениями стратегии научно-технологического развитияРеспублики Казахстан, а также модернизация образовательных программ всоответствии с требованиями развития цифровой экономики.КарУ обладает сбалансированным креативным кадровым составом, при этомполитика привлечения и сохранения кадров на основе создания развитой системымотивации станет основой управления персоналом в КарУ.В процессе трансформации в исследовательский университет будет достигнутасинергия образовательной и научной деятельности, что приведет к усилениюследующих ключевых аспектов, определяющих социально-экономическую ценностьКарУ:1) повышение качества образования: студенты получат доступ к передовымисследованиям и инновационным методам обучения, что повысит их квалификацию иконкурентоспособность на рынке труда;2) развитие научных исследований: КарУ сможет проводить более масштабные изначимые исследования, привлекая внешнее финансирование и укрепляя свои научныешколы;3) укрепление связей с промышленностью: интеграция науки и образованияспособствует разработке инновационных решений и технологий, востребованных нарынке, что укрепляет партнерство с предприятиями и организациями;4) лидирующие позиции в рейтингах университетов: улучшение позиций КарУ вглобальных и национальных рейтингах благодаря высокому уровню научныхисследований и образовательных достижений;5) привлекательность университета для иностранных граждан и международныхпартнеров: расширение сотрудничества с зарубежными вузами и научнымиорганизациями, укрепление позиций КарУ как международного образовательного инаучного центра, активное участие в международных научных проектах и программах,что повысит престиж и видимость КарУ на мировой арене;6) социальная ответственность: вклад КарУ в социально-экономическое развитиерегиона и страны усилится за счет реализации прикладных исследований и проектов,направленных на решение актуальных проблем общества, поддержки молодых ученых,студентов и волонтеров, вовлечения их в научные, образовательные и социальныепроекты.Цель и задачи, заявленные в плане развития КарУ, фокусируются на совмещениинаучных исследований с практической производственной деятельностью и повышенииуровня высшего образования. Такой подход будет способствовать ускорениюустойчивого экономического развития и прогресса Карагандинского региона,занимающего ключевую позицию в промышленном, коммерческом и культурномландшафте страны.


Раздел 2. Обзор текущего состояния некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова", включая егодостижения, проблемы и вызовы
Подраздел 1. Анализ текущего состояния

КарУ является одним из крупнейших многопрофильных университетов Казахстанаи осуществляет подготовку бакалавров по 28 направлениям, магистров – по 24направлениям и докторов PhD – по 10 направлениям подготовки, в настоящее время на12 факультетах обучаются порядка 14 тысяч студентов, магистрантов и докторантовPhD. КарУ имеет институциональную и специализированную аккредитацию более 140образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD.Провозглашая основные принципы Болонской декларации, КарУ базируется наобщепринятых трендах всей образовательной среды и призван решать важные цели,связанные с гуманизацией образования и приоритетом общечеловеческих ценностей вобразовании, интернационализацией и в целом глобализацией образования.В содержании учебных планов и программ реализуется мультидисциплинарный имеждисциплинарный подход, отдельные модули дисциплин читаются на английскомязыке. Образовательные программы докторантуры "Химия" и магистратуры "Иностранный язык: два иностранных языка", "Иностранная филология", "Мироваяэкономика" полностью перешли на английский язык преподавания.Особое внимание в КарУ уделяется проектированию и экспертизе новых иинновационных образовательных программ, в том числе при совместной коллаборациис ведущими отечественными и зарубежными университетами.В КарУ успешно реализуются трехъязычные программы, программы двойныхквалификаций, обучение в рамках формального, неформального и информальногообразования, 49 % образовательных программ реализуется с применениемдистанционных образовательных технологий.КарУ имеет партнерские отношения с зарубежными университетами и научнымицентрами, входит в состав авторитетных ассоциаций в рамках более 150 договоров,соглашений, меморандумов. В рамках интернационализации образовательногопроцесса в КарУ реализуется академическая мобильность студентов ипрофессорско-преподавательского состава (далее – ППС) с зарубежными партнерами.Растет привлекательность КарУ среди иностранных граждан. Ежегодно студентамиКарУ становятся порядка 60 граждан из Азербайджана, Армении, Германии, Китая,Монголии, России, Украины, Узбекистана и других стран. Кроме того, в КарУежегодно обучаются порядка 100 студентов в рамках программ академическоймобильности, рассчитанных на 1-2 семестра. Это граждане Китая, Италии, Венгрии,России, Узбекистана, Украины.В рамках реализации Программы "Привлечение зарубежных ученых за счетреспубликанского бюджета" за три года с 2020 по 2023 годы были привлечены 16иностранных специалистов из таких стран, как Болгария, Финляндия, Россия, Италия,Эстония и т.д.На основании соглашений о сотрудничестве на безвозмездной основе в рамкахобмена опытом и чтения лекций были привлечены 33 ученых и преподавателей изуниверситетов-партнеров таких стран, как США, Финляндия, Польша, Венгрия, Греция, Россия, Турция, Кыргызстан и т.д.Также в период с 2020 по 2023 годы была реализована программа привлечениязарубежных ученых за счет средств КарУ и были привлечены 98 ученых таких стран,как Узбекистан, Великобритания, Украина, Беларусь, Финляндия, Польша, Венгрия,Греция, Россия, Турция, Кыргызстан и т.д.Согласно рейтингу ОВПО Казахстана КарУ на протяжении последних лет занимаетпередовые места в национальных рейтингах Независимого агентства по обеспечениюкачества в образовании и Независимого агентства аккредитации и рейтинга, входит вмировой рейтинг QS World University Rankings, занимая позицию 851+, региональныйрейтинг QS Asia, занимая 206 позицию.КарУ входит в число лидеров отечественной высшей школы. Общая численностьпреподавателей КарУ составляет 921 человек, из которых 62 доктора наук, 277кандидатов наук, 117 докторов философии (PhD) и 447 магистров наук, 47 обладателеймеждународной стипендии "Болашак". Преподаватели КарУ 196 раз становилисьобладателями звания "Лучший преподаватель вуза" и 7 раз – "Лучший научныйсотрудник". Среди преподавателей КарУ – члены-корреспонденты Национальнойакадемии наук Республики Казахстан, лауреаты государственных научных стипендийдля научных специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники,лауреаты государственных научных стипендий для талантливых молодых учҰных.В научной инфраструктуре КарУ функционирует 20 научно-исследовательскихинститутов, научных центров и научных лабораторий: Сарыаркинскийархеологический институт, Институт молекулярной нанофотоники, Институтисследований цифровой экономики, Институт правовых исследований игосударствоведения, центр этнокультурных и историко-антропологическихисследований, научно-исследовательский центр "Альтернативная энергетика",лаборатория инженерного профиля "Физико-химические методы исследования",научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения религиозной ситуациив Казахстане, научная лаборатория "Функциональные материалы и технологии зеленойэнергетики", научно-образовательные лаборатории "Синтез и исследованиебиологически активных веществ и фармацевтических технологий", "Деструктивнаягидрогенизация твердого и тяжелого углеводородного сырья", лаборатория прикладнойбиотехнологии и биоинженерии и другие. Проводятся исследования фундаментальногои прикладного характера по актуальным направлениям и проблемам нанотехнологий ифизики твҰрдого тела; синтеза новых материалов; мониторинга состояниябиологических систем; социологии; системы высшего и послевузовского образования;рыночных отношений; юриспруденции; археологии.В КарУ реализуется 112 научных проектов на общую сумму 1,6 миллиарда тенге, изних 57 научных проектов в рамках грантового финансирования и 2 научно-техническиепрограммы в рамках программно-целевого финансирования, в ходе реализациикоторых решаются задачи по созданию устойчивой экосистемы развитияфундаментальных и прикладных исследований, развитию "зеленых" технологий,искусственного интеллекта, социальной адаптации человека в условиях цифровизацииобщества и окружающего мира.Также имеется три "мегагранта" на 2023 – 2025 годы на общую сумму свыше 928миллионов тенге. Первый проект BR21882309 "Создание новых органическихлюминофоров ТАDF на основе -сопряженных азуленовых p со-олигомеров дляорганических светоизлучающих диодов (OLED) третьего поколения" был поддержанКомитетом науки МНВО и получил финансирование в размере 298741800 тенге.Второй проект BR21882166 "Научно-практические основы воспроизводства,сохранения, использования плодово-ягодных растений природной флоры Западного,Восточного, Центрального и Северного Казахстана для обеспеченияпродовольственной безопасности" был финансирован РГП на ПХВ "Мангышлакскийэкспериментальный ботанический сад" Комитета науки МНВО на сумму 130000000тенге. Третий проект BR21882302 "Казахстанский социум в условиях цифровойтрансформации: перспективы и риски" получил поддержку от РГП на ПХВ "Институтфилософии, политологии и религиоведения" Комитета науки МНВО и финансированиев размере 499515248 тенге. Такое внушительное финансирование подчеркиваетзначимость и актуальность исследований, проводимых в КарУ, и способствует егоразвитию как ведущего научно-исследовательского центра.Помимо этого КарУ ежегодно проводит конкурс на внутривузовский грант длянаучно-исследовательских работ и конкурс Совета молодых ученых КарУ "Новое имя внауке" для молодых ученых. В 2023 году КарУ выделил более 57 миллионов тенге изсобственных средств на эти гранты, поддерживая тем самым научные исследования иразвитие молодых ученых. В результате конкурсного отбора было предоставлено 12грантов для проведения научно-технических прикладных исследований и 5 грантов отСовета молодых ученых КарУ в рамках программы "Новое имя в науке".В Совет молодых ученых КарУ входят 359 молодых преподавателей, включая 35остепенҰнных преподавателей, 155 докторантов и 15 постдокторантов. На факультетахКарУ функционирует 38 научных кружков, организованных научной ассоциациейстудентов и магистрантов, в которых исследовательской работой занимаются 1867студентов.В КарУ функционирует 11 диссертационных советов по 12 образовательнымпрограммам: 8D05101 – "Биология", 8D05401 – "Математика", 8D01301 – "Педагогикаи методика начального обучения", 8D01101 – "Педагогика и психология", 8D02301 – "Филология", 8D01702 – "Иностранный язык: два иностранных языка", 8D04101 – "Экономика", 8D05301 – "Химия", 8D05302 – "Физика", 8D02202 – "История", 8D01701– "Казахский язык и литература", 8D05303 – "Теплофизика и теоретическаятеплотехника", которые занимаются защитой диссертаций на соискание ученойстепени доктора философии (PhD) и доктора по профилю. Данные диссертационныесоветы не только обеспечивают строгую оценку научных работ, но и способствуютповышению качества образовательного процесса и научных исследований в КарУ.Наличие диссертационных советов также способствует увеличению количествовысококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, что в своюочередь повышает репутацию университета как ведущего научно-образовательногоцентра.В КарУ издается 10 научных журналов, в том числе "Вестник Карагандинскогоуниверситета", в которых активно публикуются на казахском, английском, русскомязыках ведущие учҰные Казахстана и зарубежных стран. Серии журнала "ВестникКарагандинского университета" – "Химия", "Физика" и "Математика" – вошли восновную базу Web of Science Core Collection Clarivate Analytics. В 2019 годуиздаваемый КарУ на английском языке журнал "Eurasian Physical Technical Journal"включен в базу данных Scopus по четырем научным направлениям и по направлениямEnergy и Engineering входит в квартиль Q3. Также в базу Scopus входят журналыBulletin of the University of Karaganda – Chemistry и Bulletin of the Karaganda University –Mathematics.В целях реализации кадровой политики в КарУ разработаны квалификационныепрофессиональные стандарты ППС, концепция развития кадрового потенциала,положение о кадровом резерве, положение об обучении и повышении квалификацииработников КарУ.КарУ является активным участником республиканского социального проекта "Мәңгілік ел жастары – индустрияға!" ("Серпін"), в рамках которого в КарУ обучаютсяпорядка 2000 студентов. В КарУ действует 16 молодежных объединений студенческогосамоуправления, 107 клубов, творческих студий и коллективов, 30 спортивных секций.Ежегодно в КарУ проводится порядка 250 мероприятий, направленных наформирование казахстанского патриотизма, популяризацию отечественной истории,государственного языка, здорового образа жизни, профилактику религиозногоэкстремизма, правонарушений. Особое внимание в КарУ уделяется созданию условийдля обучения студентов с особыми образовательными потребностями, функционируетресурсный центр инклюзивного образования. Конкурентоспособность КарУподдерживается развитой инфраструктурой, включающей 10 учебных корпусов,научную библиотеку с фондом в 2 миллиона книг с активно развивающимсярепозиторием, современными читальными залами, залами электронных ресурсов иковоркинг-центрами, оснащенными самыми современными технологиями попредоставлению услуг. КарУ предоставляет обучающимся 7 благоустроенных домовстудентов, загородные базы практик и зоны отдыха, музеи, Дворец студентов, центрпсихологического сопровождения образовательной деятельности, медицинские пункты, современные спортивные сооружения, функционирует издательство.В КарУ успешно функционирует система внутреннего обеспечения качества сучетом требований международных стандартов Environmental, Social, and CorporateGovernance.Согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О противодействиикоррупции" в КарУ создана антикоррупционная комплаенс-служба.В КарУ разработаны и утверждены политика академической честности, Кодекскорпоративной этики, Положение о выявлении и урегулировании корпоративныхконфликтов и конфликтов интересов, антикоррупционная политика,антикоррупционный стандарт, регламент взаимодействия руководителей структурныхподразделений, деканов факультетов с антикоррупционной комплаенс-службой пореализации антикоррупционной политики, методические рекомендации по организацииинститута антикоррупционного комплаенса, Положение о порядке проведенияанкетирования (социологического опроса) обучающихся по вопросам оценки ивосприятия коррупции, качества предоставления образовательных услуг, методическиерекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы внутренних (локальных)нормативных актов и их проектов. Также в КарУ действует Совет по этике иприменяются инструменты академической честности.Антикоррупционный стандарт КарУ направлен на формирование устойчивогоантикоррупционного поведения и культуры у работников, ППС и обучающихся,устранение причин и условий, порождающих коррупцию, повышение правовойграмотности и формирование нулевой терпимости к любым проявлением коррупции.19 марта 2023 года КарУ вступил в Лигу академической честности, чтоспособствует повышению качества образования, противодействию коррупции во всехеҰ проявлениях.На постоянной основе ведутся антикоррупционный мониторинг и анализкоррупционных рисков, конфликта интересов с принятием рекомендаций,направляются информационные письма по выработке эффективных инструментовантикоррупционной политики в КарУ. В рабочие учебные планы образовательныхпрограмм бакалавриата включена дисциплина "Основы права и антикоррупционнойкультуры" в объеме 5 кредитов.С целью развития корпоративной и стратегической устойчивости КарУ началасьинтеграция целей устойчивого развития в систему управления, стратегию развития иключевые процессы деятельности КарУ; разработана политика в области устойчивогоразвития. В контексте устойчивого развития с 2021 – 2022 учебного года в КарУвнедрена система управления рисками. В соответствии с разработанной политикойуправления рисками в настоящее время ведется работа по управлению рисками,связанными с учебной, научной, воспитательной, культурной и другими сферамидеятельности КарУ; развивается культура риск-менеджмента.В рамках реализации стратегической задачи КарУ ориентирован на расширениеучастия в развитии инновационной среды региона через активное влияние наформирование инновационной экосистемы и культуры, содействие изменениюсоциальной среды, реализации современных моделей общественного развития. КарУбудет способствовать развитию социально-ответственной иинновационно-ориентированной предпринимательской деятельности, используямеханизмы государственно-частного партнерства, коммерциализации научныхразработок.


Подраздел 2. Анализ трендов и вызовов

В условиях глобализации, формирования и развития "зеленой экономики"инновационная политика является важным фактором диверсификации экономики, чтоведет к созданию конкурентоспособной экономики инновационного типа. Реалиичетвертой индустриальной революции смещают приоритеты развития познания внаправлении наук о жизни и их тесной интеграции с инженерными и точнымиобластями знаний. По мнению главы Давосского экономического форума К. Швабамегатренды ХХІ века будут представлены в таких направлениях, как биология, физикаи информационные технологии. Процесс внедрения транс- и междисциплинарныхтехнологий требует больших материальных и интеллектуальных ресурсов, при этомважно понимать что эти затраты оправданы. Следует отметить, что для создания иработы с высокотехнологичным оборудованием и интерпретации полученных данныхнеобходима соответствующая компетенция сотрудников, то есть необходимо готовитьвысококвалифицированных специалистов, способных решать как узкие задачи своейобласти, так и понимать преимущества трансдисциплинарного взаимодействия. Ихподготовка имеет наибольшие условия реализации в многопрофильных классическихуниверситетах на базе мультидисциплинарных исследовательских центров.Анализ ключевых особенностей ведущих зарубежных исследовательскихуниверситетов (Stanford University, University of Texas at Austin, Manchester MetropolitanUniversity и другие) позволяет выделить следующие аспекты:1) привлечение преподавателей высшего уровня, являющихся экспертами в своихобластях;2) наличие современной исследовательской инфраструктуры, способной обеспечитьпередовые научные изыскания;3) широкий спектр исследовательских программ по различным дисциплинам,отвечающих разнообразным интересам всех участников университетского сообщества;4) поощрение сотрудничества между различными профессиональными группами исодействие междисциплинарным исследованиям, способствующим инновационнымпрорывам;5) наличие эффективных механизмов для передачи научных открытий и инновацийв коммерческий сектор, способствующих экономическому развитию;6) эффективное международное сотрудничество, способствующее устойчивомупозиционированию КарУ в глобальном научном и образовательном пространстве;7) участие исследовательского КарУ в решении экономических, социальных икультурных проблем казахстанского социума.Современное развитие ОВПО невозможно без прогноза изменения тенденцийрынка труда и потребности в кадрах. Рынок труда отражает тенденции современногообщества и происходящие технологические и социальные изменения как в стране, так ив мире. Несмотря на различные глобальные вызовы, которые ставят все страны переднеобходимостью поиска адаптивных подходов в образовании, основные тенденцииотечественного рынка труда сохраняются.Важной тенденцией отечественного рынка труда остаҰтся растущий спрос наспециалистов, обладающих мультифункциональными навыками и новыми знаниями,способных оперативно перестроить бизнес-структуры и предприятия под новыестандарты, вывести их из кризиса. По результатам некоторых исследований всреднесрочной перспективе наиболее востребованными станут IT-специалисты разногоуровня (от программистов и мобильных разработчиков до экспертов покибербезопасности), специалисты по цифровой трансформации бизнеса,SMM-менеджеры, маркетологи, аналитики "Big Data". В отношении ОВПО этоозначает, что будут востребованы такие качества выпускников, как способностьориентироваться в больших объҰмах информации, действовать в условияхнеопределҰнности и решать кросс-функциональные задачи. С учҰтом новых реалийКарУ ориентирован в среднесрочной перспективе на проведение модернизацииобразовательных программ для соответствия глобальным вызовам цифровойреальности.Переход к "зеленому росту" является необходимым приоритетом для Казахстана,поскольку экономическое развитие страны в настоящее время в значительной степенисосредоточено на добывающих производствах и экспорте сырьевых товаров. В то жевремя в большинстве секторов экономики наблюдаются относительно высокий уровеньэнергоемкости и загрязнения, а также низкая энергоэффективность.В Послании Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана от 1 сентября 2023года "Экономический курс Справедливого Казахстана" говорится: "Нам следуетакцентированно заниматься развитием зеленой экономики. Очевидно, что вдолгосрочной перспективе глобальный переход на чистую энергетику неизбежен. Поданным международных аналитиков, около трети общемировых капитальныхвложений уже приходится на проекты возобновляемой энергетики.".Стратегия "зеленого роста" Казахстана направлена на повышение эффективностииспользования ресурсов и продвижение новых технологий для обеспеченияустойчивого роста для будущих поколений.Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, создавшиморганизационно-правовую основу для перехода к "зеленому росту".В данную основу включено принятие нескольких законодательных актов, средикоторых Экологический кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "Оподдержке использования возобновляемых источников энергии", Концепция переходаРеспублики Казахстан к "зеленой экономике", утвержденная Указом ПрезидентаРеспублики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577.В Карагандинской области проблема "зеленого роста" и необходимостиформирования инновационных экосистем в области "зеленой экономики" стоитособенно остро в силу отраслевой специфики региона с доминированиемгорнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Всельскохозяйственном секторе экономики региона урожайность и валовой сборпродукции остаются во многом зависимы от природно-климатических условий. Вопросрационального использования земель сельскохозяйственного назначения приобретаетособую актуальность в связи с необходимостью обеспечения продовольственнойбезопасности.Текущая ситуация в области управления отходами характеризуется такой серьезнойпроблемой, как наследие исторических промышленных отходов. За предыдущиедесятилетия были накоплены значительные исторические объемы отходов тяжелойпромышленности, агропромышленного комплекса и разработки полезных ископаемых.Помимо того, что значительная часть таких отходов токсична, следует учитывать, чтоони содержат значительную долю экономически ценных материалов и могут бытьвторично использованы в технологических циклах.КарУ станет региональным хабом по реализации инновационных проектов.Университетский исследовательский хаб "зеленых" инноваций "Green Innovation Hub"будет представлять собой особую инфраструктуру, обеспечивающую связьисследовательских центров и бизнеса, порождающую и поддерживающую настартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия. Green Innovation Hubстанет площадкой для осуществления технологического трансферта, то есть будутосуществляться передача "зеленых" технологий, проекты которых возникли в научныхцентрах, в производство, доведение замысла до стадии выпуска продукции. GreenInnovation Hub будет тесно взаимодействовать с другими хабами как на национальном,так и на международном уровне. Например, Green Innovation Hub с Astana Hub будетреализовывать совместно проекты по созданию прорывных компаний, использующих всвоей деятельности искусственный интеллект и другие IT-технологии.В условиях современного Казахстана наряду с развитием промышленности,высоких технологий и интенсивных экономических преобразований место и рольсоциально-гуманитарного знания не теряют своей значимости. Основнымитенденциями развития современных социально-гуманитарных наук являются ихполиконцептуальность, мультидисциплинарность, цифровая трансформация,интегративный подход, транскультуральность, что требует системы образования,способной соответствовать подобным тенденциям.Одним из трендов социально-гуманитарного образования является смещениеориентиров от обучения узконаправленным специальным знаниям и умениям "hardskills" к формированию универсальных надпрофессиональных компетенций "soft skills", обеспечивающих становление всесторонне развитого конкурентоспособногоспециалиста. Тема формирования гибких навыков в системе образования в последнеевремя привлекает все большее внимание исследователей по всему миру, включая какпредставителей академического научного сообщества, так и различных организаций.Сегодня очевидно, что основные принципы и категориальный аппаратсоциально-гуманитарного познания претерпели существенные изменения и требуюткак критического и содержательного переосмысления, так и дальнейшего развития.Вызовы современного общества ставят высокие требования к подготовкепрофессионалов, владеющих актуальными социальными технологиями, знаниями вобласти демографической и гендерной политики Казахстана, проявляющих активнуюгражданскую позицию и социальную активность.Не теряют своей остроты вопросы межконфессионального согласия и религиознойидентичности личности, вопросы сохранения и приумножения культурного наследияказахского народа. Социально-гуманитарное образование выступает своеобразнымпосредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и будущего,примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности продуктивногодиалога времен и поколений. Именно поэтому в современных условиях изменяется иосновная функция социально-гуманитарного образования, которое должнотрансформироваться в систему вариативного, развивающего образования для людей вусловиях кардинально и стремительно меняющегося социума.Глобальной целью современного отечественного образования является воспитаниегуманистической личности. Это свободная личность, способная к самоопределению исамореализации в современном социокультурном пространстве, обладающая высокойадаптивностью и проактивностью, высоким уровнем субъективного благополучия,творческой свободой и вариативным мышлением. Это обусловливает повышенноевнимание к социально-гуманитарному знанию и формирующему человекасоциально-гуманитарному образованию. В современном мире социальные игуманитарные науки играют важную роль в объяснении, понимании, прогнозированиисоциальных, культурных и политических явлений, формировании устойчивогообщества и развитии гармоничных межкультурных и межконфессиональныхотношений.Актуальными мировыми трендами высшего образования являются рост долинаселения с высшим образованием, практико-ориентированное обучение,цифровизация, онлайн-образование, предметно-ориентированная трансляция знаний,интернационализация, геймификация, персонализация, а также стремительнаятрансформация миссии ОВПО от источников знаний и исследований в центрыинноваций и технологического прогресса, что должно выводить ОВПО на новыйуровень деятельности.Ожидается, что глобальными трендами в развитии системы высшего образованияна ближайшие годы станут технологическое переустройство образовательногоконтента, междисциплинарность и внедрение индивидуальных образовательныхтраекторий, формирование инновационных образовательных программ, включающих вучебную и проектную деятельность "soft и future-skills".Данные международных исследований указывают на необходимость развитиянаучно-методического аспекта в подготовке педагогов, формирование их готовностикак к изменениям, так и к учету индивидуальных потребностей обучающихся.Анализ потребностей рынка труда и исследований перспектив образованияпозволяет констатировать, что необходимо системное развитие процесса непрерывногообразования. Следовательно в университетском образовании необходим переход оттрадиционных программ обучения к подготовке обучающихся к будущему черезобновление содержания образования в направлении формирования глобальныхкомпетенций, внедрения интерактивных и дизайнерских технологий обучения.Подготовка будущих специалистов в любой предметной сфере требует иобеспечения образовательного процесса качественной образовательнойинфраструктурой, объектами, соответствующими современным санитарным нормам,безопасности, стандартам оснащенности.
Подраздел 3. Прогноз развития и определение возможных сценариев развития и ихвлияния на некоммерческое акционерное общество "Карагандинский университетимени академика Е.А. Букетова"
В контексте стратегии развития КарУ нацелен на эффективное адаптирование кдинамичным изменениям окружающей среды, в том числе к новым технологическимтрендам, экономическим флуктуациям и социальным изменениям. Данный подходподразумевает активное отслеживание и адекватное реагирование на различныевызовы, что способствует поддержанию стабильности и продолжительному развитиюуниверситета.Процессы глобализации и различные интеграционные процессы в миреактуализировали необходимость повышения конкурентоспособности высшегообразования. Произошедшие изменения коснулись содержания образования, средств иметодов обучения, систем оценки качества образования, подготовки обучающихся кпрофессиональной деятельности в образовательной деятельности КарУ. В связи с этимвозросло значение качества образовательных услуг, их диверсификации, доступностидругих показателей сохранения способности учебного заведения конкурировать нарынке образовательных услуг. Все это предопределило необходимость разработкиКарУ такой стратегии развития, постановки таких интегрально решающих подходоввнедрения новых технологий и типов организации производства, управления иподготовки кадров, которые, апеллируя к мировым тенденциямконкурентоспособности, позволили бы организовать выполнение задач высшей школыв условиях международной конкуренции.Основными инструментами реализации поставленных целей и задач станутсистематический мониторинг и корректировка результативности в целях обеспеченияуспешной образовательной, научной, исследовательской, инновационной,воспитательной деятельности, развития кадрового потенциала, ростаинтернационализации и международного признания, укрепления финансовойустойчивости КарУ. Обновление организационной архитектуры КарУ, развитиеинформационной экосистемы и проектной деятельности на всех уровнях управления,рост коммерциализации университетской науки и деятельность эндаумент-фондапозволят обеспечить эффективность бизнес-процессов для достижениязапланированных индикаторов.Важными аспектами новой модели образования становятся коммуникации,критическое мышление и стратегическая командная работа. Вовлечение студентов спервого года обучения в реализацию различных проектных работ, создание открытыхплощадок для разработки технологических и междисциплинарных исследовательскихстартапов, а также организация дуального обучения в условиях корпоративногообучения становятся ключевыми элементами опережающего образования.Опережающее образование ориентировано на адаптацию системы образования кбудущим потребностям, повышение уровня взаимодействия учебных заведений срыночными отношениями и использование мировых экономических механизмов дляфинансовой стабилизации. Кроме того, акцент делается на повышении качестваобразования и формировании у студентов стремления к постоянному обновлениюсвоих знаний.Основой формирования модели опережающего образования является развитиеличности, направленное на формирование новых профессиональных и личностныхкачеств, адаптирующих человека к жизни и работе в условиях неопределенности ибыстрых изменений внешней среды. Реализация этой модели образования призванаобеспечить повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособностивыпускников КарУ, готовых к эффективной деятельности в современном мире.


Раздел 3. Видение, миссия и ценности Программы развития некоммерческогоакционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Видение Программы развития:Классический исследовательский университет – центр высокотехнологичныхнаучных исследований и академического превосходства.Миссия Программы развития:КарУ способствует высокотехнологичному развитию региона и страны черезпрорывные научные исследования и образовательные инновации.Прямой результат реализации Программы развития – развитие ключевых отраслейэкономики республики и региона с учетом мировых тенденций и трендов посредствоминновационной модернизации предприятий, создания современных технологий,подготовки высококвалифицированных кадров.Ценности Программы развития:1) подготовка кадров для инновационных отраслей экономики страны с учетомАтласа новых профессий;2) генерация новых знаний и инноваций;3) развитие конкурентоспособной личности для служения государству и обществу;4) подготовка молодых ученых на уровне магистратуры и докторантуры,владеющих набором исследовательских компетенций, в соответствии смеждународными стандартами высшего и (или) послевузовского образования;5) проведение научных исследований в области инновационной модернизацииэкономических секторов в условиях "зеленой" экономики, внедрение аддитивногопроизводства, оптимизация систем контроля и управления производством, создание иразработка новых материалов многофункционального назначения с участием ППСКарУ, студентов, магистрантов, докторантов, представителей хозяйствующихсубъектов;6) оказание маркетинговых и инжиниринговых услуг хозяйствующим субъектам вобласти инновационной модернизации и "зеленых" технологий;7) проведение в КарУ институциональных и общественных изменений, приводящихк созданию принципиально новых структур – центров, направленных на внедрениекорпоративной политики, соответствующих принципам устойчивого развития;8) создание условий для организации международных консорциумов спривлечением ведущих зарубежных исследователей.
Раздел 4. Стратегические приоритеты некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Вклад КарУ в развитие общества многоаспектен и охватывает различные сферы:1. Образовательный вклад.В рамках академического развития КарУ придерживается стратегии по укреплениюкачественной подготовки конкурентоспособных выпускников, которые соответствуюттребованиям современного рынка труда. Это достигается благодаря академическойполитике КарУ, которая направлена на реализацию миссии и видения университета, атакже его стратегических целей развития. Особое внимание уделяется соблюдениюпринципов академической честности, что обеспечивает высокий уровень доверия кобразовательным программам и квалификации выпускников.2. Научный вклад.КарУ активно занимается фундаментальными и прикладными исследованиями вразличных областях науки, техники и технологий, с особым вниманием кприоритетным направлениям развития науки. Одной из ключевых задачисследовательского университета является обеспечение эффективного трансфератехнологий в реальный сектор экономики, что способствует инновационному развитиюи повышению конкурентоспособности страны.КарУ также концентрирует усилия на подготовке высококвалифицированныхмагистров и докторов PhD, докторов по профилю. В дополнение к этому КарУпридерживается и продвигает принципы научной этики, обеспечивая честность,прозрачность и ответственность в научных исследованиях и публикациях.Коммерциализация научных разработок и технологий в КарУ представляет собойсистемный процесс, направленный на превращение исследовательских находок вконкурентоспособные продукты и услуги, которые могут найти свое применение впромышленности и других секторах экономики.Крупными внешними заказчиками исследований КарУ являются компании – ТОО "Clean Field Kazakhstan", ТОО "Национальный центр биотехнологий", ТОО "Археологические исследования", ТОО "Минова Казахстан", КГУ "Центр посохранению историко-культурного наследия" управления культуры, архивов идокументации Карагандинской области, КГУ "Қоғамдық келісім" управлениявнутренней политики Карагандинской области, РГП на ПХВ "Мангышлакскийэкспериментальный ботанический сад" Комитета науки МНВО и др.Так, по заказу ТОО "Национальный центр биотехнологий" проводятся работы поизучению современного состояния видового разнообразия сосудистых растенийКазахстана с использованием современных методов ботаники, молекулярной генетикии биоинформатики. Учеными химического факультета КарУ для ТОО "Clean FieldKazakhstan" проводятся работы по ультразвуковой обработке нефтепродуктов споследующим физико-химическим анализом исходного материала и полученныхпродуктов. А также ведутся исследования по заказу ведущих металлургическихкомпаний АО "QARMET", ТОО "Корпорация Казахмыс", ERG Group.В 2023 году учеными КарУ реализовано 21 хоздоговорных работ на общую сумму197 миллионов тенге.Ведется активная работа по защите интеллектуальной собственности. За 2023 годполучено 98 охранных документов, из них 7 патентов Республики Казахстан, 91авторских свидетельств о государственной регистрации авторских прав на объектыинтеллектуальной собственности. Совместно с Национальным институтоминтеллектуальной собственности ведется консультационная работа ученым пооформлению документов интеллектуальной собственности.3. Социальный вклад.КарУ ведет активную социальную работу, включая поддержку социально уязвимыхслоев населения, проведение культурных и образовательных мероприятий, а такжевклад в развитие локального сообщества.Система социальной поддержки КарУ охватывает не только ключевые элементыблагополучия студентов, но также включает в себя аспекты устойчивого развития,равенства, разнообразия и инклюзивности:1) гибкая система льгот: КарУ предоставляет различные скидки на обучение длястудентов из социально уязвимых слоев населения и талантливой молодежи;2) политика равенства, разнообразия и инклюзивности: реализация мер по созданиюинклюзивной и диверсифицированной образовательной среды, где уважаются иценятся различия и поддерживается равенство возможностей для всех студентов исотрудников. Активное внедрение принципов инклюзивного образования длястудентов с особыми потребностями. Обеспечение доступности всех учебныхпространств;3) психологическая поддержка: функционирование службы психологическойпомощи, а также других специализированных структур;4) цели устойчивого развития: интеграция принципов устойчивого развития вучебные программы и исследовательскую деятельность, способствующаяформированию экологической ответственности и социального вовлечения;5) вклад в развитие инноваций: КарУ активно работает над созданием и развитиеминновационной инфраструктуры, включая технопарки, бизнес-инкубаторы иисследовательские центры, способствуя трансферу технологий и коммерциализациинаучных разработок;6) международный вклад: КарУ участвует в международных образовательных инаучных проектах, способствуя расширению межкультурного обмена и сотрудничествав глобальном масштабе.Таким образом, КарУ играет значительную роль в социально-экономическом,научном и культурном развитии общества, способствуя повышению его потенциала иулучшению качества жизни населения.
Раздел 5. Пути достижения поставленной цели Программы развития некоммерческогоакционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Для достижения целевых установок Программы развития КарУ планируетсяпроведение мероприятий по следующим стратегическим направлениям:1) коллаборация с отечественными и зарубежными исследовательскимиуниверситетами для обмена опытом в менеджменте, интернационализации образования, научного сотрудничества и создания совместных проектов в инновационных областях;2) интеграция и взаимодействие с региональным сообществом,неправительственными организациями, местными исполнительными органами идругими стейкхолдерами с целью расширения влияния прогрессивных идей,современных технологий на общество и промышленность региона;3) реализация фундаментальных и прикладных проектов в направленииустойчивого развития, "зеленых" технологий, развития искусственного интеллекта,социальной адаптации человека в условиях цифровизации общества и окружающегомира;4) принятие мер и организация мероприятий для формирования и развития уобучающихся патриотизма, религиозной, межэтнической и межконфессиональнойтолерантности, приверженности целям устойчивого развития;5) развитие всех уровней образования, направленное на освоение выпускникамифундаментальных знаний, отражающих современный уровень науки, и формирование уних hard-, soft- и digital skills, творческих навыков и предпринимательских качеств;6) совершенствование цифровой образовательной среды и построениеобразовательной экосистемы на примере лучших мировых практик;7) совершенствование системы отбора абитуриентов и расширение географииприема студентов, магистрантов и докторантов;8) трансформация академической среды, системы управления образовательнымипрограммами КарУ через создание меж- и трансдисциплинарных подходов обучения, втом числе с привлечением специалистов других университетов инаучно-исследовательских институтов страны и зарубежья;9) создание современной инфраструктуры КарУ, модернизацияматериально-технического и лабораторного комплекса;10) усиление комплексной праворазъяснительной работы среди обучающихся иработников КарУ, направленной на повышение правовой грамотности и формированиенулевой терпимости к любым проявлением коррупции;11) улучшение взаимодействия с уполномоченным территориальным органом попротиводействию коррупции, другими государственными органами и общественнымиорганизациями по вопросам предупреждения коррупции, выработке совместныхпредложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства.КарУ имеет значительный потенциал для развития. Так, за счет собственныхсредств за последние годы построена инновационная термос-теплица площадью 247,16м , проведена реконструкция здания здравпункта в общежитии для 2 студентов на 132места, начато строительство нового общежития на 500 мест. Также завершаетсястроительство научного технопарка ориентировочной площадью 2000 м2.Строительство научного технопарка позволит создать региональный технополис какединую межотраслевую научно-образовательную и производственно-технологическуюплатформу для территориальной интеграции высшего образования, инновационнойнауки и диверсифицированного производства Центрально-Казахстанского региона всоответствии с приоритетами устойчивого стратегического развития в условияхглобализации "экономики знаний" и "зеленого роста". Планируется создание центракомпетенций в области альтернативных источников энергии (солнечная, ветровая игеотермальная энергия, производство водорода), аналитической лаборатории для нуждгорнодобывающей промышленности и разработки новых наноматериалов.Как показывает опыт передовых исследовательских университетов ЗападнойЕвропы и Северной Америки (Harvard University, ETH Zurich, Chicago University идругие), для качественного и эффективного выполнения научно-исследовательскихработ R&D необходимо оснащение научного технопарка современным лабораторнымоборудованием. Для создания научно-исследовательской экосистемы научноготехнопарка предусматривается приобретение газового хроматографа Agilent дляидентификации водорода и других газов из потока при фоторасщеплении воды,дифрактометра порошкового с твердотельным трехмерным детектором PIXcel3D,рентгенофлуоресцентного спектрометра, ЭПР-спектрометра, мультидетекторнойсистемы гель-проникающей хроматографии 1260 Infinity II Multi-Detector GPC/SECAgilent Technologies, масс-спектрометра с индуктивно-связанной плазмой и других.Согласно анализу текущей ситуации, представленной в Концепции, к 2029 годуожидается двухкратный рост количество выпускников школ, что приведет кперегруженности в ОВПО, нехватке квалифицированного ППС, дефициту мест вуниверситетах и общежитиях, возрастанию актуальности формирования современнойинфраструктуры, обновления лабораторной базы ОВПО.Для еще большего импульса в развитии КарУ планируется строительствоспециализированного учебно-лабораторного корпуса на 1112 мест для химическогофакультета.Сейчас химический факультет находится в здании общей площадью 3775,5 м2,этого было достаточно 5 лет назад. За последние годы заказ со стороны государства исоответственно спрос со стороны абитуриентов на химические специальности вырос вразы. Сегодня на химическом факультете обучаются более 1200 человек. Учебныйпроцесс в бакалавриате осуществляется по 8 образовательным программампедагогического, естественно-научного и инженерного направлений подготовки, вмагистратуре – по 5 и докторантуре – по одной программе.Соответственно для качественной подготовки обучающихся нужны специальныепомещения, в том числе химические лаборатории, испытательные центры, помещениядля полупромышленных установок. Помещения должны соответствовать требованияммеждународных стандартов Good Laboratory Practice, оснащены специальной мебельюи оборудованием. Данное решение положительно повлияет на все показатели,характеризующие научную и образовательную деятельность.В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021года № 520 "Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года",Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года,утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121, и Концепции в КарУ реализуются проекты ученых в направлении создания новыхматериалов для солнечных батарей, инновационные модели ветровых установок,геотермальных отопительных систем, разработки в области водородной энергетики. Вэтой связи будет построен испытательный полигон "Альтернативная энергетика", гдеученые смогут проводить укрупненные испытания своих разработок. Это будетположительно сказываться на таких показателях, как публикационная активность,участие в международных грантах, и в конечном итоге появится возможностьвнедрения идей ученых в регионе, например, на солнечных электростанцияхфотоэлектрического типа в городах Сарани и Балхаше.В рамках реализации миссии университета по вкладу в развитие общества приизучении потребностей КарУ, имеющего факультет физической культуры и спорта,выявилась необходимость строительства уличного открытого стадиона соспортивными площадками и административно-бытовым комплексом.Кроме того, в последние годы резко возрос спрос на обучение по образовательнымпрограммам факультета физической культуры и спорта. Ведется разработка новойобразовательной программы, которая привлечет абитуриентов в КарУ.Вышеизложенные обстоятельства подтверждают необходимость улучшенияматериально-технической базы факультета физической культуры и спорта КарУ. Этоположительно скажется на качестве обучения и спортивных показателях растущегоконтингента обучающихся факультета физической культуры и спорта (более 1300обучающихся), расширит возможности ППС в плане проведения занятий, повысит ихэффективность.Наличие стадиона на базе КарУ позволит решать целый ряд важнейших задач вплане воспитания будущего поколения страны, формирования здорового образа жизнинаселения, оздоровления путем занятий спортом и физической культурой, подготовкивысококвалифицированных специалистов.Кроме того, современный стадион будет местом проведения спортивных и другихмассовых мероприятий для всего города Караганды.Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития на 2024 –2028 годы, необходимо финансирование общим объемом 16562306 тысяч тенге, из нихза счет привлеченных бюджетных инвестиций – 13692982 тысячи тенге и за счетсобственных средств – 2869324 тысячи тенге, в том числе по годам:2024 год – всего 2298411 тысяч тенге за счет собственных средств;2025 год – всего 62000 тысяч тенге за счет собственных средств;2026 год – всего 408729 тысяч тенге за счет собственных средств;2027 год – всего 5975377 тысяч тенге, из них:привлеченные бюджетные инвестиции – 5925377 тысяч тенге,собственные средства – 50000 тысяч тенге;2028 год – всего 7817789 тысяч тенге, из них:привлеченные бюджетные инвестиции – 7767605 тысяч тенге,собственные средства – 50184 тысячи тенге.В реализации Программы развития КарУ будут участвовать собственные ипривлеченные бюджетные инвестиции.В частности, в 2024 – 2028 годы планируется поэтапное увеличение внебюджетныхрасходов на повышение качества образования и модернизациюнаучно-интеллектуальной, социальной инфраструктуры.Средства планируется направить на реализацию инфраструктурныхинвестиционных проектов в 2024 – 2028 годы, в том числе на:"Строительство студенческого общежития на 500 мест" (с наружнымиинженерными сетями и благоустройством территории) общей сметной стоимостью2152855 тысяч тенге (с учетом расходов по авторскому и техническому надзору).Период реализации проекта – 2023 – 2024 годы, источник финансирования –собственные средства;"Строительство научного технопарка" сметной стоимостью 509463 тысячи тенге.Период реализации проекта – 2023 – 2024 годы, источник финансирования –собственные средства;"Строительство учебно-лабораторного корпуса на 1112 мест для химическогофакультета с инженерными сетями" ориентировочной стоимостью проектных истроительно-монтажных работ 10109875 тысяч тенге. Период реализации проекта –2026 – 2028 годы, источник финансирования: собственные средства – 58730 тысячтенге, привлеченные бюджетные инвестиции – 10051145 тысяч тенге;"Строительство полигона "Альтернативная энергетика"" ориентировочнойстоимостью проектных и строительно-монтажных работ 160000 тысяч тенге. Периодреализации проекта – 2025 – 2026 годы, источник финансирования – собственныесредства;"Строительство уличного открытого стадиона со спортивными площадками иадминистративно-бытовым комплексом" ориентировочной сметной стоимостью 162000тысяч тенге. Период реализации проекта – 2025 – 2026 годы, источник финансирования– собственные средства.В целях материально-технического оснащения научного технопаркапредусматривается приобретение оборудования за счет собственных и привлеченныхбюджетных инвестиций общим объемом 3872021 тысяча тенге, в том числе по годам:2024 год – 40000 тысяч тенге;2025 год – 40000 тысяч тенге;2026 год – 50000 тысяч тенге;2027 год – 1870919 тысяч тенге;2028 год – 1871102 тысячи тенге.Объем финансирования за счет привлекаемых бюджетных инвестиций наприобретение оборудования для оснащения научных и учебных лабораторий – 3641837тысяч тенге, в том числе по годам:2027 год – 1820919 тысяч тенге;2028 год – 1820918 тысяч тенге.Всего планируется привлечение бюджетных инвестиций за счет республиканскогобюджета в общем объеме 13692982 тысячи тенге, в том числе по годам:2027 год – 5925377 тысяч тенге: из них на строительство – 4104458 тысяч тенге, наоснащение лабораторий – 1820919 тысяч тенге;2028 год – 7767605 тысяч тенге: из них на строительство – 5946687 тысяч тенге, наоснащение лабораторий – 1820918 тысяч тенге.Данные расходы будут рассмотрены в установленном законодательством порядке впределах доведенного лимита расходов при формировании республиканского бюджетана соответствующий плановый период.Инфраструктурные инвестиции имеют дальний горизонт и низкую нормудоходности, но большой мультипликативный эффект для развития университета,обеспечивая новое качество образовательной и научной, научно-исследовательскойдеятельности.Общие доходы КарУ на 2024 – 2028 годы прогнозируются в объеме 92739651тысяча тенге, из них от:образовательной деятельности – 65941224 тысячи тенге (71,10 %);научной деятельности – 9232269 тысяч тенге (9,96 %);прочей деятельности – 3750507 тысяч тенге (4,04 %);академической мобильности – 71833 тысячи тенге (0,08 %);привлечения зарубежных специалистов – 50836 тысяч тенге (0,05 %);привлеченных бюджетных инвестиций – 13692982 тысячи тенге (14,77 %).В том числе в разрезе видов деятельности на 2024 – 2028 годы:в 2024 году:образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 6983622 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамкахгосударственного заказа) – 68600 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам сфизическими и юридическими лицами) – 3935558 тысяч тенге;научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 1201532 тысячи тенге; внебюджетные средства (по заказамюридических лиц, квазигосударственного сектора) – 349415 тысяч тенге;академическая мобильность – 13000 тысяч тенге;привлечение зарубежных специалистов – 9200 тысяч тенге;прочая уставная деятельность: всего 765149 тысяч тенге;в 2025 году:образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 7332803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамкахгосударственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам сфизическими и юридическими лицами) – 4535558 тысяч тенге;научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 1300000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказамюридических лиц, квазигосударственного сектора) – 366885 тысяч тенге;академическая мобильность – 13650 тысяч тенге;привлечение зарубежных специалистов – 9660 тысяч тенге;прочая уставная деятельность: всего 803417 тысяч тенге;в 2026 году:образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 7932803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамкахгосударственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам сфизическими и юридическими лицами) – 5135558 тысяч тенге;научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 1400000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказамюридических лиц, квазигосударственного сектора) – 385230 тысяч тенге;академическая мобильность – 14333 тысячи тенге;привлечение зарубежных специалистов – 10143 тысячи тенге;прочая уставная деятельность: всего 692125 тысяч тенге;в 2027 году:образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 8532803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамкахгосударственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам сфизическими и юридическими лицами) – 5735558 тысяч тенге;научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 1600000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказамюридических лиц, квазигосударственного сектора) – 404491 тысяча тенге;академическая мобильность – 15049 тысяч тенге;привлечение зарубежных специалистов – 10650 тысяч тенге;прочая уставная деятельность: всего 726801 тысяча тенге;привлеченные бюджетные инвестиции – 5925377 тысяч тенге;в 2028 году:образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 9132803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамкахгосударственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам сфизическими и юридическими лицами) – 6335558 тысяч тенге;научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамкахгосударственного заказа) – 1800000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказамюридических лиц, квазигосударственного сектора) – 424716 тысяч тенге;академическая мобильность – 15802 тысячи тенге;привлечение зарубежных специалистов – 11183 тысячи тенге;прочая уставная деятельность: всего 763016 тысяч тенге;привлеченные бюджетные инвестиции – 7767605 тысяч тенге.
Раздел 6. Описание ожидаемых результатов реализации Программы развитиянекоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имениакадемика Е.А. Букетова"
Программа развития предусматривает постепенное обновление управления научнойдеятельностью, формирование гибкой и открытой структуры научных подразделений всоответствии с моделью исследовательского университета.В процессе реализации ключевых задач Программы развития КарУ будутдостигнуты следующие результаты на протяжении всего срока ее действия:Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всехуровнях высшего и послевузовского образования:1) позиция КарУ в рейтинге QS World University Rankings – позиция 700+;2) позиция в рейтинге QS Asia – позиция 150+;3) позиция в мировом рейтинге Times Higher Education – позиция 1501+;4) доля обновленного оборудования и исследовательской инфраструктуры – 20 %;5) число ведущих зарубежных ученых, вовлеченных в научную и образовательнуюдеятельность КарУ, – 90;6) обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартови потребностей рынка труда – 15 %.Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования,привлечение талантливой молодежи:1) доля иностранных студентов от общего количество студентов – 3,5 %;2) увеличение доли обучающихся на уровне послевузовского образования – 20 %;3) уровень созданных условий для инклюзивного образования в КарУ – 100 %;4) степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров (порезультатам социологических исследований, используемых МНВО), образовательныхуслуг – 77 %;5) доля образовательных программ, при реализации которых используютсямировые цифровые библиотеки, – 46,2 %.Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки,которые позволят поднять интеллектуальный потенциал страны, повыситьмеждународный авторитет научных школ Казахстана:1) прирост объема финансирования фундаментальных и прикладныхнаучно-исследовательских работ – 50 %;2) рост среднего числа цитирований научных публикаций в международных базах –4,5;3) увеличение числа студентов – победителей научных конкурсов, конференций,олимпиад – 150;4) прирост доли ученых, имеющих степень доктора философии (PhD), докторов попрофилю – 25.Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследованийученых КарУ в виде продажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов:1) доля университетских грантов на проведение научно-прикладных исследований –21 %;2) доля исследовательских работ совместно с предприятиями региона и страны – 15%;3) доля реализуемых социально значимых для региона проектов – 12 %.Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества:1) доля участия обучающихся, вовлеченных в организованную общественнуюдеятельность КарУ, города, области, республики, – 42 %;2) доля трудоустроенных выпускников в 1-й год после завершения обучения погосударственному образовательному заказу – 85,0 %;3) количество слушателей по программам Серебряного университета – 90.Для того, чтобы достичь успеха в реализации всех намеченных целей и задач,необходимо обладать гибкостью в реагировании на меняющиеся требования рынкатруда, что позволит оперативно адаптировать образовательные программы иисследовательские проекты к текущим потребностям экономики и общества. Крометого, крайне важно обеспечить достаточный уровень финансирования в рамкахПрограммы развития, чтобы поддерживать качество образования, научныеисследования и инфраструктурные проекты на высоком уровне, что в конечном итогебудет способствовать устойчивому развитию КарУ.
Раздел 7. Мониторинг и оценка прогресса реализации Программы некоммерческогоакционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Целевые индикаторы Программы развития КарУ и план мероприятий пореализации целевых индикаторов Программы развития КарУ приведены вприложениях 1 и 2 к настоящей Программе развития.

Целевые индикаторы Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"

Целевые индикаторы программы развития Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова (2024–2028)
№ п/п Целевые индикаторы Единица измерения В плановом периоде
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
Цель – трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в исследовательский университет
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Позиция КарУ в рейтинге QS World University Rankings позиция 851+ 781+ 751+ 731+ 700+
2 Позиция в рейтинге QS Asia позиция 206 190 170 160 150
3 Позиция в мировом рейтинге Times Higher Education позиция - - - 1501+ 1501+
4 Доля обновленного оборудования и исследовательской инфраструктуры % 17 18 19 19,5 20
5 Число ведущих зарубежных ученых, вовлеченных в научную и образовательную деятельность количество 50 60 70 80 90
6 Обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и потребностей рынка труда % 10 11 12 13 15
Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливоймолодежи
1 Доля иностранных студентов от общего количество студентов (%) 2,6 2,8 3,0 3,2 3,5
2 Увеличение доли обучающихся на уровне послевузовского образования (%) 7 10 13 16 20
3 Уровень созданных условий для инклюзивного образования в КарУ (%) 100 100 100 100 100
4 Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров (по результатам социологических исследований, используемых МНВО), образовательных услуг (%) 72 73 75 76 77
5 Доля образовательных программ, при реализации которых используются мировые цифровые библиотеки (%) 45,4 45,6 45,8 46,0 46,2
Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволятподнять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школКазахстана
1 Прирост объема финансирования фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ (%) 5 7 10 20 50
2 Рост среднего числа цитирований научных публикаций в международных базах (единица) 3 3,5 3,8 4,0 4,5
3 Увеличение числа студентов – победителей научных конкурсов, конференций, олимпиад (количество) 20 50 80 110 150
4 Прирост доли ученых, имеющих степень доктора философии (PhD), докторов по профилю (%) 10 12 15 20 25
Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых КарУ в видепродажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов
1 Доля университетских грантов на проведение научно-прикладных исследований (%) 17 19 20 20 21
2 Доля исследовательских работ совместно с предприятиями региона и страны (%) 12,5 13 14 14 15
3 Доля реализуемых социально значимых для региона проектов (%) 5 7,5 10 11 12
Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества
1 Доля участия обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность КарУ, города, области, республики (%) 38 39 40 41 42
2 Доля трудоустроенных выпускников в 1-й год после завершения обучения по государственному образовательному заказу (%) 82,0 83,0 83,5 84,0 85,0
3 Количество слушателей по программам Серебряного университета (человек) 50 60 70 80 90

План мероприятий по реализации целевых индикаторов Программы развитиянекоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академикаЕ.А. Букетова"

№ п/п Наименование мероприятия Единица измерения В плановом периоде Форма завершения
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Цель – трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имениакадемика Е.А. Букетова" в исследовательский университет
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего ипослевузовского образования
1 Участие КарУ в рейтинге QS World University Rankings Позиция 851+ 781+ 751+ 731+ 700+ местов рейтинге
2 Участие КарУ в рейтинге QS Asia Позиция 206 190 170 160 150 местов рейтинге
3 Участие КарУ в мировом рейтинге Times Higher Education Позиция - - - 1501+ 1501+ местов рейтинге
4 Реализация образовательных программ, в том числе в рамках двухдипломного образования с ведущими университетами мира из Топ-500 QS/Top-100 QS by Subject Количество программ 1 2 3 4 5 образовательные программы
5 Привлечение зарубежных экспертов к преподавательской и научной деятельности Доля в штате ППС, % 5,0 5,2 5,5 5,7 6,0 приказы
6 Повышение квалификации и зарубежные стажировки ППС в ведущих ОВПО и научных центрах % 25 30 30,5 31 31,5 сертификаты
стажировки ППС введущих ОВПО и научных центрах
7 Обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и потребностей рынка труда % 10 11 12 13 15 образовательные программы
8 Строительство и оснащение научной инфраструктуры Количество 1 1 1 2 2 научная инфраструктура
9 Обновление оборудования и исследовательской инфраструктуры % 17 18 19 19,5 20 исследовательское оборудование
10 Открытие зеркальных лабораторий и лабораторий коллективного пользования Количество 1 2 1 2 3 лаборатории коллективного пользования
11 Открытие новых научных центров по приоритетным направлениям развития науки Количество 1 1 2 2 3 новые научные подразделения
Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливоймолодежи
1 Увеличение контингента иностранных студентов % 2.6 3.0 3.2 3.5 4.0 приказы о зачислении обучающихся
2 Участие обучающихся в программах академической мобильности % 0.39 1.0 1.5 2.0 2.5 признание результатов обучения
3 Увеличение числа абитуриентов на обучение за счет грантов % 2 2.1 2.2 2.3 2.3 приказы о зачислении
работодателей
4 Привлечение работодателей к учебному процессу % 17 18 20 20.5 21 приказы
5 Реализация образовательных программ в формате онлайн-обучения Кол-во программ - 2 3 3 4 лицензия на образовательную деятельность
6 Использование обучающимися мировых цифровых платформ человек 1500 1500 1500 1500 1500 признание результатов обучения
Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволятподнять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школКазахстана
1 Проведение обучающих семинаров, тренингов по подготовке заявок на участие в научных конкурсах Кол-во 3 5 6 8 10 Увеличение количество финансируемых работ
2 Внедрение интегрального GPA с учетом работы в лаборатории % 10 30 50 75 100 Эффективность работы лаборатории
3 Организация лекций ведущих зарубежных и отечественных ученых по написанию статей в рейтинговых журналах и академическому письму, участию в конкурсах Кол-во 2 3 5 6 8 Публикуемые статьи, подготовленные заявки
4 Обеспечение прироста статей в индексируемых научных журналах %2% 4%5% 6% 7% Рост статей в индексируемых научных журналах
5 Увеличение числа научных журналов в КарУ единица7 7 8 8 8 Увеличение числа научных журналов
6 Установление стипендий для студентов, имеющих успехи в науке за счет собственных средств КарУ Кол-во 3 5 7 10 12 Увеличение числа студентов, занимающихся наукой
7 Реализация Программы поиска талантливой молодежи человек6 24 40 70 100 Увеличение числа молодых ученых
8 Организация научных стажировок, командировок молодых ученых количество5 6 6 8 9 Прирост молодых ученых
9 Участие в конкурсах постдокторских программ количество10 12 15 16 17 Прирост постдокторантов
10 Включение в состав диссертационных советов ведущих зарубежных ученых количество- 1 2 3 5 Увеличение числа привлеченных зарубежных ученых
Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых КарУ в видепродажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов
1 Проведение конкурса на прикладные внутривузовские гранты Кол-во2 2 2 2 2 Внутривузовский грант
2 Открытие инновационных структур совместно с предприятиями и организациями региона Кол-во1 2 3 3 4 Совместные инновационные структуры
3 Заключение договоров, соглашений с организациями и регионами Кол-во2 4 6 8 10 Проведение совместных исследований
Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества
1 Проведение тренингов, бесед, анкетирования (социально уязвимых слоев населения) Кол-во 5 раз в год 7 раз в год 9 раз в год 11 раз в год 13 раз в год Создание коммуникативной среды для поддержки
2 Проведение конкурсов (видеоролики, эссе, викторины, дебатные, интеллектуальные, социальные) Кол-во 50 конкурсов55 конкурсов60 конкурсов 65 конкурсов 70 конкурсов Укрепление взаимоотношений между обучающимися
3 Проведение мероприятий (творческие, познавательные, духовные) Кол-во 50 конкурсов 55 конкурсов 60 конкурсов 65 конкурсов 70 конкурсов Повышение духовно-нравственного уровня студентов
4 Количество слушателей по программам неформального образования, направленным на повышение цифровой грамотности, в возрасте 30-74 лет человек 120 130 140 150 160 Слушатели по программам неформального образования
5 Количество мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, повышение уровня правовой культуры, формирование и развитие антикоррупционного сознания у студенческой молодежи Кол-во 13 15 1820 22 Увеличение количество мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и формирование антикоррупционного сознания