ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ СЕВЕРНОГО ПРИБАЛХАШЬЯ И БЕТПАКДАЛЫ


Наиболее заметными в степных ландшафтах являются комплексы петроглифов и других археологических объектов, сосредоточенные в едином культурно-историческом ландшафте. Вместе с другими археологическими объектами (поселениями, могильниками, дорогами и т. д.) наскальные изображения опосредованно отражают образ жизни древних сообществ, их отношение к окружающей среде и уровень мобильности населения и его способности совершать перемещения на значительные расстояния в степном пространстве. В горах Бегазы были обследованы изобразительные памятники Серикбай, Сымтас, Нартай, Рыспек, Акшокы. В репертуаре выявлено свыше сотни разновременных петроглифов: встречаются изображения диких и домашних животных (горных баранов, лошадей, верблюдов, оленей, косуль, собак, архаров), человека, солярных знаков. Петроглифы в большинстве своем оказались синхронными по времени создания с раскопанными и расположенными рядом погребальными сооружениями, которые датируются эпохой поздней бронзы и ранним железным веком. В горной системе Жельтау зафиксировано пять крупных пунктов, в которых концентрируются основные группы петроглифов, между ними разбросаны многочисленные одиночные изображения горных баранов. Антропоморфные персонажи представлены всадниками на лошадях и в одном случае — на двугорбом верблюде. Выделяется сцена охоты на горных баранов, косуль и оленя, в которой главный герой — конный лучник — изображен очень реалистично: человек показан по пояс и развернут назад, вооружен большим сложным луком со стрелой. Другая многофигурная композиция демонстрирует человека с курыком, который соединяется с лошадьми, расположенными на этой плоскости вертикально, в отличие от других животных, переданных в горизонтальной плоскости. В группе петроглифов Жельтау 3 зафиксирован ряд изображений необычных и противостоящих друг другу животных. Как антитеза неведомому миру диких и фантастических зверей, в самой верхней части ущелья на видимой со всех сторон плите расположена сцена с участием различных животных и крупной фигуры человека, который доминирует над всем этим миром. Своим символизмом выделяются изображения группы Жельтау 2, выбитые на отдельном камне, лежащем у основания дайки. На поверхности камня изображены три концентрические окружности с 12-ю лучами, радиально отходящими от внешней окружности; ниже солярного знака выбита фигура в виде прямого креста и неопределенная силуэтная фигура, от которой отходят четыре изогнутые линии, сходящиеся вместе, напоминая бутон цветка; S-образная фигура с загнутыми в спираль концами. Изображения выполнены техникой глубокой выбивки, поверхность рисунков покрыта «пустынным загаром». Предположительная датировка — эпоха поздней бронзы или начало раннего железного века. К типу знаков отнесены изображения «решетки», «лабиринта» или «спирали». Аналогичные символы встречаются в Сибири, на Алтае, в Туве и Монголии.

Условные и очень схематичные изображения трех колесниц обнаружены в группе Жельтау 3. Они выбиты на массивной почти горизонтальной плите, разрушенной сколами, обильно покрытой колониями лишайников и расположенной в нижней части ущелья. Изображения колесниц выполнены мелкоточечной выбивкой в сочетании с прошлифовкой патины, они трудноразличимы, изображения хорошо патинизированы. Уникальное изображение тюльпана, ранее неизвестное в петроглифах Казахстана, обнаружено на периферии группы Жельтау 1 и расположено на двух отдельно лежащих массивных плитах в отдалении и обособленно от основной концентрации рисунков. У тюльпана выявлен собственно цветок, стебель, два характерных листка и луковица с двумя «отростками». Внизу тюльпана расположена неопределенная фигура и пятна выбивки; над цветком — два горных козла и далее вверх на двух отдельных плоскостях — изображения лошади, верблюда с аморфной фигурой и на самой верхней плоскости крупная фигура горного козла со спутанными ногами, неопределенные пятна выбивки, а также верблюд и стоящий за ним человек с прорисованным фаллосом и разведенными в стороны руками и ногами

Тамга-петроглифы обнаружены на всех группах. Так, например, в Жельтау 2 обнаружены два тамгообразных изображения. В группе Жельтау 3, наряду с фигуративными изображениями, зафиксирована серия тамгообразных знаков. Крупное изображение тамги — ромб, от углов которого отходят четыре прямые линии, завершающиеся короткой дугой — выбито на отдельном камне, ориентированном к долине. Датировка знака, судя по известным аналогиям, может соответствовать хунну-сарматскому периоду. К средневековому времени относится тамга в форме двух дуг, обращенных концами в противоположные стороны (условно — тамга «две дуги»). Возможно, к тому же времени относится еще одно изображение тамги, напоминающее развернутую горизонтально букву «Н». Выше по ущелью, берущему начало от широкой водосборной долины, на широкой вертикальной скале обнаружено скопление разновременных тамгообразных знаков нескольких типов.